Komolovaspb.ruОфициальный сайт депутата Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга
Комоловой Ирины Игоревны
(812) 318-81-04Телефон общественной
приемной депутата.

Реституция по-петербургски

Законодательное собрание 5 декабря одобрило законопроект губернатора о передаче религиозным учреждениям недвижимого имущества, находящегося в собственности Петербурга. Теперь земли, здания, дома будут передаваться церквям по решению православного правительства города. Чего опасаться в связи с этим процессом, разбирался ЗАКС.Ру.

Законопроект, который будоражит умы музейщиков и представителей различных конфессий, был принят в третьем чтении депутатами петербургского парламента (37 - за и 5 – против). Документ, состоящий из двух статей, закрепляет за правительством города право утверждать список недвижимого имущества для передачи церкви и право осуществлять эту передачу. Смольный же будет и утверждать комиссию, которая должна решать возникающие споры.

Оппозиционные депутаты не очень положительно восприняли законопроект. Они хотели оставить за Законодательным собранием право решать, что можно отдать церкви, а что нельзя. В ином случае парламентарии боялись, что все решения будут приниматься кулуарно, а о безвозмездных "подарках" города религиозным общинам горожане будут узнавать уже по факту или в связи со скандалами. Но подобные поправки к законопроекту не приняли. Вместо этого ЗакС проголосовал за поправку Людмилы Косткиной, которая предложила ввести двух депутатов в комиссию, которая будет разбираться с конфликтами при передаче имущества.

Как замечает в беседе с ЗАКС.Ру коммунистка Ирина Комолова, этого явно недостаточно. Дело в том, что никаких определенных списков того, что хотели бы получить церковнослужители в свои владения, пока нет.

– Утверждать состав комиссии будет Смольный. И еще один пункт: комиссия по урегулированию споров, возникающих при передаче, когда разные конфессии будут, например, претендовать на одно здание. А если споров по поводу объектов нет, то и комиссия не будет собираться, – замечает она.

– Законодательное собрание не справится с этой задачей, – доказывал в октябре после первых слушаний по проекту закона представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский. – Ведь ясно, что это должны быть специалисты из КУГИ, жилищного комитета, комитета по энергетике. С точки зрения внешней логики, с этим может справиться только правительство, потому что у него есть разные специалисты, и эти технические вопросы они смогут решить.

Сколько отдавать в метрах

Что, когда и сколько будет передано в собственность РПЦ – пока тайна за семью печатями. Депутаты признались ЗАКС.Ру, что пытались найти хоть какой-то список, но тщетно. По словам Михаила Бродского, пока планируется передать религиозным организациям Петербурга 287 объектов. Однако эта передача, по его словам, техническая, так как все здания и помещения из этого списка и так уже находятся в бессрочном пользовании у религиозных организаций. Большая часть из них – 240 – это городские храмы, церкви и часовни, которые давно используются Русской православной церковью по прямому назначению.

Сейчас самыми болевыми точками для РПЦ является два объекта недвижимости. Это Благовещенская усыпальница в Александро-Невской лавре – самый первый каменный храм, построенный в Петербурге, и первое здание Духовной академии, также находящееся на территории лавры.

В юридическом отделе петербургской епархии ЗАКС.Ру признались, что работают над списком имущества, однако говорить о каких-то конкретных адресах и памятниках архитектуры пока рано.

– Принятие регионального закона – это первый шаг. Необходимо, чтобы были четко расписаны подзаконные акты, которые распишут, на какое именно имущество церкви могут претендовать. А это работа на период до двух лет. Пока подзаконные акты не приняты, говорить о конкретных объектах рано, – отметили в беседе с ЗАКС.Ру.

Депутат от "Справедливой России" Алексей Ковалев не против того, чтобы церкви и храмы передавались в собственность религиозным общинам.

– Мы начали эту работу одними из первых в стране и довольно успешно ее провели. Конечно, храмы, придомовые церкви должны управляться религиозными организациями, – считает он.

Впрочем, как признаются в Смольном, РПЦ, например, не спешит оформлять в собственность здания. Причина – слишком дорогое содержание. Работа Казанского собора, который находится в собственности у РПЦ, частично обеспечивается за счет города. На балансе Петербурга находится инженерное устройства храма.

– Конечно, с такими большими сооружениями, как Исаакиевский, Спас на Крови им без государства не обойтись, – говорит архитектурный критик Михаил Золотоносов. – Даже храм Христа Спасителя в Москве не принадлежит РПЦ. Там у них только маленькая часть.

Впрочем, если с действующими храмами и церквями все примерно ясно и их передача мало у кого вызывает протесты, то что делать с музеями и объектами культурного наследия, мало кто представляет. Председатель комитета по охране памятников Смольного Александр Макаров вскоре после назначения на должность в ноябре 2011 года предложил передать РПЦ Исаакиевский и Сампсониевский соборы. В 2010 году КГИОП смог договориться с РПЦ о том, что этого не будет, а в стенах храмов иногда будут проводить богослужения.

– Большая проблема в передаче таких объектов, как, например, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский, Смольный соборы, которые приносят огромные доходы. Исаакиевский собор, к слову, перешел на хозрасчет еще в 1980-е годы и за счет своих прибылей занимался реставрацией Спаса на Крови и Сампсониевского собора. И при этом они окупаемы. А что будет после передачи? Деньги будут оставаться в церкви, – говорит Ковалев, – я не против передачи. Но пусть это делается публично.

Михаил Золотоносов отмечает другой фактор:

– Они (клирики) все такие милые, когда ты с ними разговариваешь. Но когда им передадут музеи, сначала они попросят, чтобы все женщины ходили в платочках. Потом чтобы посещение туристами соборов хронометрировалось с их службами. А свечки? Воск капает на пол. Мне рассказывали, как после службы в Исаакиевском соборе сотрудники музея ползали и отскабливали этот пол. И от свечей идет гарь. О какой реставрации тогда говорить?

Гостиница "У Христа за пазухой"

Ряд экспертов в беседе с ЗАКС.Ру, к слову, считает, что основные притязания РПЦ будут не на известные музейные комплексы, коими являются Исаакий или Спас на Крови. Гораздо привлекательнее для представителей православной церкви могут оказаться пригородные земли, на которых располагались подворья монастырей, бывшие семинарии и церковные школы. Например, до 1917 года в Петербурге было около 42 подворий.

– Дело в том, что мы можем претендовать только на государственное имущество. А многие подворья, церковные школы и прочее были приватизированы в 90-е, - успокаивают в петербургской епархии.

Что будет с землями подворий, можно только гадать. Уже сейчас епархия проявляет не всегда "этичный" интерес к землям. Скажем, на заседании комиссии по изменениям в Генплан, касающимся Центрального района, петербургская епархия попросила изменить назначение участка территории, на котором сейчас располагается кладбище советского периода, на предназначенное под деловую застройку.

– Им отказали, потому что их просьба противоречила закону "О погребении", – рассказал глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Депутат Алексей Ковалев также напоминает, что РПЦ могут быть переданы не только непосредственно объекты религиозного назначения, такие, как храмы, церкви и здания монастырей, но и здания, в которых до революции располагались церковные гостиницы, дома причта и прочее. Федеральный законопроект, в принципе, разрешает такую передачу, если церковь докажет, что имущество, на которое оно претендует, предназначено для "обеспечения религиозной деятельности". Прецеденты уже были: в 2009 году Верховный суд РФ признал законной передачу Николо-Угрешскому монастырю комплекса гостиниц при нем.

Нельзя утверждать, что как только закон вступит в силу, церковь сразу начнет претендовать на здания нерелигиозного назначения. Однако наблюдатели опасаются "перегибов" со стороны как исполнительной власти, принимающей решения об отчуждении имущества, так и со стороны РПЦ. Если смотреть по всей России, то примеров подобного набирается достаточно.

К примеру, в конце октября стало известно, что РПЦ претендует на здание консерватории Нижнего Новгорода, так как до 1917 года здесь располагались храм Преображения Господня и резиденция управляющего епархией. В настоящее время в консерватории обучаются около 700 человек.

В 2004 году под удар православной конфессии попал Российский государственный гуманитарный университет. Арбитражный суд Москвы принял решение о том, что строения РГГУ на Никольской улице должны были отойти в собственность церкви. РГГУ не согласился с этим постановлением. В 2008 году в здании университета появились судебные приставы в сопровождении казаков, которые намеревались выселить институт. История разрешилась после вмешательства департамента имущества Москвы – он подал иск в арбитражный суд, который признал здание федеральной собственностью.

И похожих примеров очень много.

– Есть одна особенность, – поясняет Алексей Ковалев, – до революции церковное имущество принадлежало Святейшему Синоду. Это был государственный институт. Тогда все органы управления всеми конфессиями были государственными. Поэтому и имущество было государственным. Теперь мы будем передавать имущество, которое всегда принадлежало государству, религиозным организациям.

Ольга Мясникова

Источник: Закс.ру





 © 2012 Komolovaspb.ru 
 При использовании материалов сайта ссылка на komolovaspb.ru обязательна!