Komolovaspb.ruОфициальный сайт депутата Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга
Комоловой Ирины Игоревны
(812) 318-81-04Телефон общественной
приемной депутата.

Навстречу «Большой двадцатке»

В Петербурге 3-4 сентября, накануне саммита «Большой двадцатки» (G-20), прошел «Контрсаммит». Мероприятие собрало альтерглобалистов и активистов левых организаций чуть ли не со всего мира: из Бразилии, Китая, Мексики, США, Венесуэлы, Голландии, Индонезии, Канады и, конечно, России. С отдельным докладом на Контрсаммите выступила депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Комолова.

В целом, мероприятие было посвящено альтернативным решениям тех проблем, которые ближайшие два дня будут обсуждать в Стрельне «сильные мира сего». Отдельным блоком на Контрсаммите шла секция «Социальное государство», в рамках которой была поднятая специальная тема «Мировая экономическая система и проблемы больших городов. Пример Санкт-Петербурга: экология, градостроительство, ЖКХ». Именно проблемам ЖКХ в нашем городе и был посвящен доклад Ирины Комоловой, короткой и емко озаглавленный «Кризис системы ЖКХ Санкт-Петербурга».

В итоговой резолюции, принятой на форуме антиглобалистов, было отмечено следующее: «Мы, участники Контрсаммита "Большой двадцатки", прошедшего в Петербурге 3-4 сентября, уверены, что перемены в мировой политике и экономике назрели и что направление их более чем очевидно. Речь идет о возврате к регулированию мировой торговли и пересмотре или аннулировании соглашений, заключенных в рамках ВТО. Приоритетом правительств должно быть не "улучшение инвестиционного климата" ценой ограничения прав рабочих и снижения заработной платы, а напротив, политика, направленная на защиту социально-трудовых прав, повышение заработной платы и создание экономики дорогого труда, стимулирующей покупательную способность населения и глобальный спрос».

Текст доклада И.И. Комоловой на Контрсаммите:

«Сегодня Петербург является ярким примером того будущего, которое ожидает каждый национальный культурный и промышленный центр, ставший заложником крупных корпораций и существующий лишь для извлечения ими сверхприбыли.

Так и жилищная политика Санкт-Петербурга стала жертвой западной модели, бездумно, слепо перенесенной на нашу землю новым Жилищным и Градостроительным кодексами. Так в Градкодексе, например, с запада взята концепция «общественных слушаний», однако в отличие от Запада в России они имеют никакого реального влияния на решения властей и носят откровенно фиктивный характер.

Главный регламент жилищной политики в России - Жилищный Кодекс также во многом списан с западных аналогов, однако подавляющее большинство прописанных в нем самоуправленческих процедур также являются лишь декларациями с оттенком фарисейства. Основа ЖК - заявленная возможность граждан управлять своими домами. Однако российское жилищное хозяйство в корне отличается от европейского формой собственности. Основой жилфонда крупных мегаполисов России являются МКД, каждый из которых имеет огромное количество собственников - частных и государственных, богатых и бедных. Эти жилые конгломераты не могут эффективно управляться по западным лекалам, которые навязал нам ЖК. Поскольку сотни собственников, большинство из которых не только не имеют навыков работы в жилищно-коммунальной сфере, но и зачастую не имеют свободного времени для изучения проблемы и принятия решений по управлению домом, не могут стать «эффективными управленцами» и вынуждены делегировать свои права управляющим компаниям. Мы попали в ситуацию, когда в 90% случаев положение ЖК о самоуправлении домов не работает. Но при этом ВСЕ ФЗ и нормативные документы пишутся таким образом, как будто граждане реально управляют своим жилфондом. Такое противоречие между законом и действительностью приводит к тому, что жилфонд и инженерные сети разрушаются, энергоэффективность падает, объем потребляемых коммунальных ресурсов резко возрастает и увеличивается стоимость обслуживания дома при фактической невозможности контролировать качество управления и поставляемых ресурсов.

Таком образом списанный с западного опыта закон приводит только к углублению кризиса в российском ЖКХ. Отлично иллюстрирует это утверждение тот факт, что все беды, вызванные последними постановлениями правительства, обошли лишь очень немногочисленные ТСЖ (в небольших домах на несколько десятков квартир, аналогичных европейским кондоминимумам), где проживали граждане примерно одного (высокого) социального слоя и уровня достатка. Они имели средства и возможности для эффективного управления домом. Констатация факта: рыночная экономика, в условиях которой мы вынуждены сегодня существовать, может развиваться только по пути создания территорий, где будут сконцентрированы жители с определенным уровнем достатка – мы неуклонно движемся к разделению Петербурга на гетто для бедных и районы для богатых по западному образцу.

Сегодня даже не специалисту ясно, что в системе ЖКХ России и Петербурга наступил системный кризис, выхода из которого при нынешнем политическом режиме, к сожалению, не видно .

Рассмотрим по пунктам:

Инженерные сети

Многие годы город жил за счет запаса прочности советской инфраструктуры. Вместо комплексной реконструкции сетей накладывались заплатки в местах прорывов до очередной аварии. Тяжелейший удар по дышащим на ладан городским сетям нанесла уплотнительная застройка, когда на уже застроенной территории строительные компании «втыкали» несколько высоток, резко увеличивая нагрузку на существующие сети, вместо того, чтобы реконструировать и развивать их. Это понижало качество предоставляемых ресурсов и дополнительно увеличивало аварийность.

Такие массовые ухудшения качества жизни горожан связано с недостатками градпланирования в СПб, когда чиновники стали разрешать инвесторам не планировать территории в целом, а разрабатывать лишь градпланы отдельного земельного участка. Городская власть заботилась об экономии для строительных корпораций, а не о будущем своих граждан. В результате сегодня в СПб множество уже заселенных МКД так и не подключены к сетям на постоянной основе, поскольку этих сетей просто не существует. По этой же причине новые дома не обеспечены в достаточной мере зелеными насаждениями и социальной инфраструктурой – школами, садиками, поликлиниками.

Застройка города ведется не в интересах жителей, а ради извлечения сверхприбылей строительных компаний, в которых немалую долю приобретают высшие чиновники Петербурга

Одной из причин этого является то, что имея формальное право на управление домами, по Градкодексу российские собственники не имеют даже возможности принимать решения о развитии территорий. Яркий пример – реновация.

Тарифная политика

Основная проблема - непрозрачность формирования тарифов. Это делается без общественного обсуждения. Монополисты – поставщики ресурсов (вода, электричество, тепло) закладывают туда все, что можно – социалку, страховку, содержание пансионатов. И даже свои собственные потери! Например, в СПб потери в теплосетях более 10% . Почему Комитет по тарифам закладывает в тарифы для населения даже бесхозяйственность и неэффективное управление монополистов, большинство которых – считаются государственными предприятиями?!

Это проблема монополизации рынка ЖК-услуг: РСО знают, что государство поможет им выжать из потребителей любую цену на энергоресурсы. Они совершенно не заинтересованы в улучшении качества своих услуг , в комплексной реконструкции инженерных коммуникаций, в увеличении эффективности своего менеджмента – за все заплатят жители. В крайнем случае, их долги оплатит город. Так административное принуждение управляющих компаний к заключению невыгодных для них (и соответственно для жителей) договоров с РСО привело к массовым жалобам населения в отопительный период 12-13 годов. И продолжение следует.

Состояние жилого фонда

Государство фактически отказалось от своих обязательств по капремонту ЖФ. Действующие адресные программы настолько малы, что не успевают за скоростью ветшания старого фонда, особенно в историческом центре. Дома переходят в состояние аварийности быстрее, чем их успевают расселять или ремонтировать. В этой ситуации государство решает возложить свои долги на тех, кому оно должно, приняв новый закон о капитальном ремонте.

При этом даже там, где осуществлен капремонт, он проводился без должных мер по энергоэффективности. Ярчайший пример – ремонт кровель. При этом никаким рынком тут и не пахло. К участию в конкурсах было допущено только по 1 фирме. Все контролировалось чиновниками, в т.ч. фирмам были сверху «рекомендованы» определенные материалы и технологии. Использовались старые технологии и некачественное исполнение (экономили на специалистах). Не введено даже таких показателей качества капремонта, которые бы могли оценить результаты улучшения(ухудшения) энергоэффективности дома. Единственная мера энергоэффективности – установка приборов учета, которые сами по себе не создают экономии, а просто подвигают бедных граждан «затягивать пояса», т.е. ухудшать свои жилищные условия.

Сегодня износ основных фондов в ЖКХ по России – 75-80%. При такой запущенности частный бизнес не будет вкладываться с одной стороны, с другой стороны на бюджет рассчитывать невозможно. Степень развала жилфонда, износа сетей и количества необходимых средств для восстановления и ремонта таковы, что обойтись без применения радикально новых, в т.ч. энергосберегающих технологий при ремонте, невозможно. Я обращалась в ЖК с уже опробованными технологиями, широко использующиеся за рубежом, однако чиновники отказываются принимать какие бы то ни было решения в этой сфере.

В ближайшее время будут введены соцнормы. Это очередное скрытое повышение оплаты, и уже сегодня оно вызывает обоснованные возмущения граждан. Нормы, пайки – это риторика блокадная, военная, об этом можно говорить, когда страна страдает от лишений. Но мы видим, что сверхприбыли корпораций и доходы богачей только растут, а средние и бедные слои населения нефте-газовой державы в 21 веке почему-то должны переходить на стирку вручную и мытье всей семьей в одном корыте. Причем власти говорят о перераспределении оплаты за услуги ЖКХ в пользу бедняков, однако на самом деле соцнормы - удар как раз по самым бедным слоям населения, живущим в некачественном жилье. Это они будут обогревать зимой свои дырявые блочные квартирки газовыми плитами и электрообогревателями, это они будут проливать грязную и холодную воду в ожидании, когда «тепленькая пойдет» и накручивать тем самым себе счетчики, а монополистам – прибыль. Нам говорят, что люди, дескать, избаловались и жгут-льют не задумываясь! Однако потребление электроэнергии в РФ на человека отстает от аналогичных показателей развитых стран в несколько раз. В год средний россиянин потребляет 860-900 кВт/ч., житель Европы — 1500-2000 кВт/ч., при этом в Финляндии этот показатель — 4 тыс. кВт/ч. Примерно 20-30% населения реагирует на рост стоимости электричества снижением его потребления. В результате люди просто недополучают в качестве своей жизни

Т.о. будучи не в состоянии организовать нормальное управление в системе ЖКХ, государство продолжает решать свои проблему за счет населения. Образуется жесткое противоречие между интересами жителей, поставщиков коммунального ресурса и управляющими компаниями, которые всегда разрешаются государством в пользу монополистов.

При этом граждане, как уже говорилось выше, не в состоянии повлиять ни на качество управления домами , ни на качество ремонта, ни на правильность установки приборов учета и контроль за их показателями. По недавнему опросу ВЦИОМ только 5% участвовали в создании ТСЖ, 4% участвовали в выборах УК и только 3% пытались контролировать работу УК. Основная причина такой гражданской пассивности не только в нехватке времени, опыта и практических знаний, но и в неравенстве сил массы разобщенных псевдо-собственников жилья и объединенной буржаузно-чиновничьей армии, стоящей на защите интересов крупных монополий и корпораций.

Реформирование ЖКсферы невозможно без учета типа экономики, уровня развития гражданского общества, политической системы и общественных отношений в целом. Но как мы видим, при проведении нашей реформы ЖКХ ничего подобного не учитывается».
 





 © 2012 Komolovaspb.ru 
 При использовании материалов сайта ссылка на komolovaspb.ru обязательна!